Новости
Йога
Расписание
О студии
Контакты
Ссылки
Арт-йога
Консультации
 


 


Арт-йога – вдохновение мистического жеста.
Секреты подготовки показательного выступления.
(Опубликовано в журнале «Йога»№3, 2008 г.)

Начинающие приходят на йогу в поисках здоровья, но со временем, мотивация меняется. Тем, кто продвигается к совершенству в освоении сложных упражнений, расслабляющего и целительного эффекта становится недостаточно. Хочется поделиться радостью и успехом с другими, показать им, что йога – это искусство. Здесь несколько практических советов, которые поддержат ваш самоотверженный порыв и помогут в подготовке арт-номера.

  • Образ. Чтобы программа не превращалась в демонстрацию поз, нужна идея, мифологическое содержание. Можно остаться в русле йоги - вспомнить персонажей древнеиндийских священных текстов, или оживить выступление современным сюжетом. Дайте волю воображению, подумайте, в кого бы перевоплотиться? Сказочная история напитает ваш творческий дух, а движения раскроют суть мифа, выразят эмоциональные переживания и действия героя.
  • Аудитория. Представьте людей, для которых готовитесь выступить. Непосвященная в тонкости хатха-йоги публика по-доброму восхитится и секундной бакасаной, особенно в групповом исполнении. Зрелище для них не должно быть долгим, после трех минут хоть на ушах стойте – заскучают. Важно не количество, а качество. На конференции по йоге даже каскадом стоек на руках никого не впечатлишь. Но если делается мастерски, мудрые коллеги принимают даже получасовые арт-презентации. Оптимальное время 4 минуты – коротко и ярко.
  • Контекст. Обязательно уточните содержание программы, в которой намерены участвовать. Медленные движения хатха-йоги будут легко приняты на контрасте с барабанным шоу или зажигательным индийским танцем, но могут не вызвать восторга после двадцати минут медитации в меланхоличном звучании ситар. Для тематического перфоманса придумайте подходящее название номеру в духе общей драматургии.
  • Движения. Не стоит рассчитывать на спонтанность. Лучшая импровизация – отточенная регулярностью. Вспомните, какие асаны и виньясы вы хотите показать. Конечно, эффектнее всего смотрятся фиксации в глубоких прогибах и перевернутых позах. Выбирайте только те, что получаются непринужденно и уверенно. Если балансировать на руках долго пока трудно, в промежутках дайте себе «отдых». Обыграйте компенсации из роли. Главное, чтобы формы плавно перетекали друг в друга. Обратите внимание на лицо, ладони и стопы - выразительность передается кончиками пальцев и мимикой. Обязательно репетируйте перед большим зеркалом или видеокамерой. Полезно посмотреть на работу индийских мастеров танца, познакомиться с традициями «раса» (передача чувств) и «тала» (магия ритма). Улыбайтесь! Пусть торжество и счастье момента вдохновят зрителя. Отрешенности и беспристрастности вам хватит на тренировках.
  • Структура. Подумайте, как расставить акценты: надо привлечь внимание в начале, разогреть интерес, зажечь кульминацией и удивить напоследок. Ассиметричные позы достаточно исполнить на одну сторону. Выступая на низкой сцене или полу, учтите, что горизонтальные практики увидят только с первых рядов, и лучше собрать номер из вертикальных асан. Фигуру делает фон. Чтобы ключевые трюки смотрелись ярче, пусть вспомогательные элементы и переходы будут несложными, но естественными и гармоничными.
  • Костюм. Хоть в набедренной повязке, если она прочно держится, и сцена теплая. Чаще всего, увы, продувается сквозняками, а тянуться в холодном пространстве без одежды неприятно. В жару закрытый костюм лучше впитывает влагу тела. Не стоит перегружать себя аксессуарами - металлические и пластиковые детали мешают исполнять акробатические элементы. Эластичный хлопчатый комбинезон можно дополнить съемной по ходу действа атрибутикой. Неэстетично смотрятся широкие к низу и не фиксированные на лодыжках штаны. Ужасно - рубахи, сползающие на голову в перевернутых позах. А вот сценической пыли и грязи бояться не стоит, даже на белой ткани зритель ее не различит. Чтобы ваше лицо не казалась издалека бледным пятном, обязательно используйте косметику или грим.
  • Сцена. Стелить коврик не солидно и не удобно – подворачивается… Дабы не омрачить возвышенную медитацию занозами или травмой, заранее посмотрите покрытие. Пройдитесь по нему: доски любят прогибаться, и опасные участки важно знать. Балансировать, проваливаясь ладонями в мягкий поролон, надо привыкнуть. На гладком полу после энергичных танцоров остается пот – это скользко и небезопасно. Музыкальная аппаратура затруднит выступление - оговорите с организаторами, кто и как освободит поляну. Место для разминки тоже уточните заблаговременно, иначе, его может не оказаться... Бдительность и прозорливость в подготовке – ключ к блаженству и безмятежности в процессе исполнения просветительской миссии.
  • Зал. Если вы не хотите демонстрировать йогу в сопровождении сигаретной или алкогольной рекламы, поинтересуйтесь, кто спонсор представления, и какой реквизит будет вас окружать. Не ленитесь посмотреть на сцену с разных точек зрительного зала и выберите оптимальные для восприятия зоны. Нужно учесть путь выхода и ухода, ограничения рампы и кулис, направление и характер света. Если выступление групповое, придется просчитать геометрию расстановки людей и перемещений, каждому запомнить свое место по отношению к центру и друг другу.
  • Музыка. У звукооператора меньше шансов одарить вас не той фонограммой, если она (и только она!) дается на отдельном носителе и четко маркирована. Разумно заранее выяснить, слышен ли звук на сцене или только в зрительном зале, особенно, если вы подчеркнули движениями музыкальные нюансы. Подбор аккомпанемента – отдельная большая тема. Неискушенный зритель легче воспримет грамотно смикшированную композицию из разных по характеру кусков, около минуты каждый. Высший пилотаж - специально созданная для номера фонограмма. Дурной тон – «вот с этого диска пятая мантра, пожалуйста». Используя готовые формы, имейте несколько вариантов. Убедитесь, что исполнитель перед вами не намерен выйти с тем же сопровождением
  • Реквизит. Предметы для усиления выразительности устанавливайте так, чтобы они не могли перемещаться самопроизвольно от сквозняков и вибраций. Встреча в пинча-маюрасане с двинувшимся на вас круглым символом планеты или рухнувшим «космосом» – не самое приятное переживание. Съемные детали костюма лучше откладывать подальше, чтобы не споткнуться в экстазе сценического адреналина. Зрелищно выглядит живой огонь, но использовать его можно только на уличной площадке, где нет занавеса. Пользоваться пламенем без специальной подготовки в закрытом помещении опасно.
  • Группа. Подбор людей для творческого коллектива – самая сложная задача. Грациозное владение телом не единственный и далеко не главный фактор успешного выступления команды. Ищите подвижников - кто стремится к сотворчеству, даже если они освоили еще не все асаны. Стеснительных и ранимых лучше поберечь от публичности. Сцена и жалость не совместимы. Искусство – душевный стриптиз, а хореография – не только душевный. Подальше от желающих показать свою крутость! Утомитесь объясняться, отказываясь от вычурных поз, которые трудно воспроизвести вместе в едином темпе. Найти участников с одинаковой физической формой трудно. Да еще чтобы они стремились выступать, были ответственными, организованными, имели время для репетиций. Кто-то свободно держится на руках и морщится даже в небольшом прогибе, другой изящно гнется, но тяжело балансирует. Третий талантливо может все, но у него 25 тренировок в неделю и мания «непривязанности». У каждого своя динамика исполнения виньяс. Синхронность обретается в ходе многократных-многократных повторений. А люди, между прочим, не железные, и режиссер тоже.
  • Взаимодействие. По нашему опыту, групповой сурья-намаскар или продуманная расстановка и движение людей в триконасане выглядят гораздо эффектнее, чем трюки вразнобой. Пусть один-два человека покажут сложную виньясу, а остальные поддержат композицию колоритным фоном, сделают что-то простое, но легко и слаженно. «Солисты» могут меняться по ходу действа. Чтобы избежать монотонности, участникам нужно иногда перемещаться в пространстве. Просчитайте исходные точки, расстояния, количество шагов и направление. Хорошо смотрится работа в парах, тройках, расстановка цепочкой («многорукий и многоликий»), по кругу и диагонали. Правильные рисунки телесных линий помогут зрителю увидеть не группу гимнастов, а живой калейдоскоп волшебных янтр. Если времени на выработку «чувства локтя» недостаточно, придется назначить «кантора» - кто будет управлять процессом во время выступления. Главное – договориться о понятных сигналах и обеспечить слышимость на сцене, а не в зале. Шикарно выглядит йога в ансамбле с индийским танцем и живой этнической музыкой.

    Желаем терпения, творческих успехов и вдохновения! ОМ
    Юлиана Жаворонкова

  •  
     
    Rambler's Top100
     
     
    Copyright © 2007 Студия "Янтра"