Слово «Йога» происходит от санскритского корня «юдж», что значит
«связывать», «соединять», «сопрягать». Традиционно под йогой понимают союз,
единение воли человека с волей высших, божественных сил. В древних текстах
«Бхагавадгиты» - памятника индийской культуры - йога понимается как
освобождение от страданий и горя. Аспектов йоги много, но все они, так или
иначе, отражают стремление человека к обретению внутреннего мира и счастья,
свободы от печали, смятения и заблуждений.
Йога учит жить в умеренности и гармонии с миром.
В древнем трактате «Йога Сутры» Патанджали описаны средства йоги на пути
духовного поиска. Их восемь:
• Яма - общие нравственные требования (ненасилие, неворовство,
нестяжательство, умеренность и правдивость)
• Нияма - самоочищение и дисциплина (чистота и гигиена тела,
удовлетворенность, усердие, самопознание и преданность Высшим идеалам)
• Асана - устойчивая поза (упражнения, которые предохраняют от болезней,
усталости и лишней суеты)
• Пранаяма - управление дыханием (обретение спокойствия духа)
• Пратьяхара - обуздание чувств (поддержание эмоционального равновесия)
• Дхарана – концентрация (сосредоточение ума)
• Дхьяна - медитация (полная поглощенность объектом сосредоточения)
• Самадхи - божественный экстаз (блаженство слияния с объектом медитации).
Хатха-йога
Название «хатха» – это комбинация слов “Ха” (Солнце – символ активности,
напряжения), и “Тха” (Луна – символ отдыха, расслабления). Когда две
противоположные стихии находятся в гармонии, человек здоров и счастлив.
В хатха-йоге больше внимания уделяется физическим упражнениям (асанам) и
дыханию (пранаяме). Это не значит, что остальные компоненты йоги не
задействуются в практике. Невозможно успешно овладеть асаной, если не
соблюдать принципы ямы и ниямы – быть бережным к себе и окружающим, жить в
умеренности и ненасилии, помнить о гигиене и регулярности упражнений.
Хороший инструктор обязательно говорит об этом на занятиях. И все-таки,
главное в хатха-йоге – это укрепление и развитие физического тела,
обретение здоровья. Здесь движение и усилие становятся объектом
концентрации и медитации. Совершенствование своей природы дарит нам в итоге
переживание внутренней свободы и легкости, радости и гармонии, блаженства и
удовлетворенности.
Есть много разных стилей и направлений хатха-йоги: аштанга-виньяса,
трай-йога, вини-йога, айенгар-йога и другие. Йога настоящих мастеров всегда
уникальна. Каждый видит и раскрывает в практике что-то свое. Есть
инструктора, которые всю жизнь остаются верными одной школе. Другие изучают
опыт разных традиций, комбинируют упражнения и последовательности,
стараются адекватно адаптировать йогу для людей с учетом климатических и
культурных условий жизни своего региона. Это особенно важно в северных
городах, где йога не является исконной, традиционной практикой.
|